"КАЛИНА" - КИСЛАЯ ИЛИ СЛАДКАЯ?
Осенью АвтоВАЗ запустит в производство свой первый автомобиль, по западным стандартам относящийся к компактному классу "B" (то есть аналог "Skoda Fabia", "Hyundai Getz" и "Peugeot 206"). Речь идет о семействе "Калина", макеты которого тольяттинцы уже несколько лет подряд демонстрируют на выставках. Лишь сейчас, спустя пять лет после премьеры проекта, производитель позволил журналистам оценить ходовые качества новинки. Для знакомства нам предоставили предсерийные экземпляры хэтчбека, седана и универсала "Калина".
Новаторство вчерашнего дня
Сотрудники АвтоВАЗа, сопровождавшие машины, не уставали повторять, что новые модели спроектированы "с нуля" и соответствуют всем современным нормам комфорта и безопасности. Но когда я подошел к свежей "Ладе", которая вот-вот встанет на конвейер, разговоры о сравнении с зарубежными конкурентами класса "B" показались не очень уместными. Кривые зазоры между кузовными панелями и дешевые, плохо обработанные и состыкованные пластиковые детали салона сразу расставили точки над "i". Конечно, "Калину" корректно сравнивать только с предыдущими семействами АвтоВАЗа. И тогда стандартные эргономические решения, которые мы привыкли видеть на иномарках компактного класса, здесь выглядят новаторскими. Вот мой взгляд цепляется за подлокотник водительской двери, на котором примостился блок управления всеми стеклоподъемниками и центральным замком. Такого раньше не было. Футляр под очки, интегрированный в потолочный плафон - тоже новшество. Значимым нововведением стоит признать клавиши управления бортовым компьютером, вынесенные на правый подрулевой переключатель (правда, самих компьютеров на тестовых машинах не было). На этом, пожалуй, свежие решения в интерьере заканчиваются, но в целом салон выглядит современно и, что очень важно для компактного автомобиля, не кажется тесным.
"Калина" унаследовала шестнадцатиклапанный двигатель от "десятки", но он прошел модернизацию и его объем увеличен с полутора до 1,6 л. С ним "Калина" бодро берет старт, но, признаться, от усовершенствованного двигателя я ждал большего. На практике доработка не дала никакого прироста мощности. Конструкторы преследовали цель подогнать мотор под экологические нормы "Euro III", и это неизбежно ухудшило его отдачу. Конечно, 89 сил - это совсем не мало для миниатюрного автомобиля. Но улучшения динамики по сравнению с "десяткой" нет, ведь компактная "Калина" весит даже не меньше, а напротив, больше - на 50 кг. "Избыточный" вес машины, как утверждается, обусловлен повышенной жесткостью кузова в соответствии с современными требованиями безопасности.
Одетая в бархат
"Калина" будет выпускаться в трех кузовах - седан, хэтчбек и универсал, - что большая редкость в классе "B". В настоящий момент только покупатели "Skoda Fabia" имеют такой широкий выбор. Первыми с конвейера начнут сходить седаны "Калина", но до конца года будет выпущена только установочная партия из 40 машин. Лишь с января производство выйдет на проектную мощность. Появления в продаже хэтчбека придется ждать целый год, а универсала - и вовсе два.
Мне уже сейчас представилась возможность оценить возможности будущих дебютантов. Универсал призван стать практичной модификацией с самым большим багажным отделением. Впрочем, осмотр пространства за задней дверью преподнес сюрприз: на вид багажник достаточно велик, но на самом деле объем под полкой - 350 л, что на 50 л меньше, чем у седана. А у хэтчбека, как и следовало ожидать, багажное пространство вовсе тесное до предела (всего 250 л).
С эстетической точки зрения кузова можно назвать равноценными, точнее, одинаково посредственными. Впервые демонстрируя "Калину" на Московском автосалоне ‘99, тольяттинцы утверждали, что дизайн экстерьера является "предварительным" и для серийной модели будет создан более яркий облик. К сожалению, эти обещания не были исполнены, и на конвейер будет поставлен тот же невыразительный кузов. Особенно портят восприятие его странные пропорции: машина намного короче "десятки", но при этом она выше на целых 5 см. Большой "рост" вместе с ниспадающим капотом (и покатым багажником у седана) придают машине отнюдь не динамичный профиль.
В спокойных городских режимах движения машина легко и надежно управляется, а когда пришло время припарковаться, я нашел дополнительное доказательство тому, что "Калина" - самый женский из выпускающихся в России автомобилей. Ведь новинка имеет электроусилитель рулевого управления, входящий в стандартную комплектацию. Так что "баранку" можно вращать одним пальцем. Хотя при парковке дали о себе знать эргономические просчеты: капот круто наклонен вниз и выпадает из поля зрения, так что чувство габаритов приходит не сразу.
Самым спорным качеством нового автомобиля, пожалуй, нужно признать его цену. Если раньше предполагалось, что "Калина" будет стоить на $1.500 дешевле "десяток", то теперь выясняется, что их цены будут примерно одинаковыми. В такой ситуации сложно представить, что поможет миниатюрной новинке бороться с более крупной моделью, к тому же самой престижной из отечественных.